english русская версия Домашняя страница Карта сайта Написать письмо English version Русская версия Главная страница Карта сайта Написать письмо

Неделя о самарянке

15 мая 2012

 

 

Сегодняшнее Евангелие о самарянке. Самаряне – это этническая группа, которая возникла из смешения евреев, населявших Северное (Израильское ) царство с переселенцами из разных областей ассирийской империи. Они заселили опустевшие города Самарии, когда евреев изгнали в Вавилон. Первоначально они окормлялись у иудейских священников, но затем создали своё священство. Христос воспринимал самарян как отступников от истинной веры Израиля.


Однажды Христа укорили: «Самарянин Ты, и беса имеешь». Господь говорит: «Я беса не имею, но чту Отца Моего». Но при этом не говорит, что не самарянин ( хотя Он и был по плоти не самарянин), потому что Он – Отец всего человечества. Все Его дети, и как может Отец отрекаться от Своих детей.


Поэтому Господь беседует с самарянкой. Самарянам, по правилам, не полагалось никак сообщаться с евреями. Но эти правила являются как бы уздой для людей. Вообще все правила существуют для того, чтобы человеку напомнить о чём-то или оградить от чего-то. Например, есть у евреев суббота, шабат – день покоя. У нас воскресение. Зачем суббота, воскресение? Чтобы напомнить о Боге.

 

Самарянка говорит: «Вам запрещено сообщаться с нами».

 

Почему? Апостольскими правилами запрещается сообщение православных христиан с иноверцами. Почему? Не потому что это общение вообще невозможно. А потому, что человек немощный, общаясь с тем, кто заражён каким-нибудь неправым учением – может от этого повредиться. По слову Священного Писания: «Со строптивым развратишься». Вот с «преподобным преподобен будешь, с мужем неповинным - неповинен будешь, со избранным – избран будешь. Но а со строптивым – развратишься». И если со строптивым общаться – можно развратиться. Поэтому такое общение было запрещено. Оказывается, больше пользы от сообщения с добром.


Господь беседует с самарянкой. И беседа эта удивительна по своей глубине. И в то же время простоте. Когда Христос беседовал с Никодимом, то беседа была наполнена богословским смыслом, потому что человек был учёный, член Синедриона. Господь говорит, чтобы стать христианином – нужно родиться свыше. Тот недоумевает, как свыше? Опять в утробу? А с самарянкой всё иначе.

 

Христос говорит: « Кто будет пить от воды, которую Я дам – не будет жаждать вовек».

 

Она не стала спрашивать, какую воду. Сразу попросила: « Господи, дай мне эту воду». И поэтому Христос открывает ей самое важное: « Мессия – это Я». Почему всё так? Потому что Бог всегда смотрит на внутреннее устроение. Представьте себе женщину, у которой было 5 мужей. Мы как? Да какие с ней богословские беседы вести. У неё одни мужики в голове. А Господь увидел, что всё это совершенно не так, потому что не нужны были ей эти мужья. Ей нужна была душа – родная, понимающая. Ей нужно было духовное родство. Этого она не имела.

 

Поэтому Господь сказал ей: «Пять мужей ты имела и сейчас, которого имеешь тебе не муж».


Духовная жажда её души устремлялась в земном смысле понять: где же, кто же? И всё не то. Она не находила того, к чему стремилась. И теперь многие люди устремляются туда и сюда – и не находят. Существует такое духовное состояние молитвы, умиления сердечного. Но многие этого не знают. Просто « наелся, напился». Почему сейчас такое бедствие распространилось как наркомания? Потому что жажда души, которая ищет того, чего нет в этой жизни. Те, кто «садятся» на иглу стремятся испытать внутреннее состояние. Все люди боятся делать уколы, а тут люди причиняют себе боль, чтобы получить потом что-то особенное. Поэтому беседа с самарянкой описана очень подробно. Во все времена у людей бывает такое состояние: стремление души. Правильно Пушкин написал: «духовной жаждою томим в пустыне жалкой я влачился….» Самарянка думала, что с очередным мужем у неё устроится жизнь. Кто-то пытается утолить жажду какой-то деятельностью, кто-то придумывает какие-то «системы». Но всё это не утоляет духовной жажды. Премудрый Соломон сказал: « всё это суета и томление духа». Вот это томление духа, когда человек томится, всё ждёт чего-то, всё жаждет. Вот, вот, вот! Вот-вот будет. И ничего нету. И, как сказано, в сегодняшнем Евангелии, только тогда, когда он встречается со Христом, - тогда обретает полноту жизни. Тогда душа успокаивается.


Разговор, начатый Христом тогда, в знойный полдень у колодца, продолжается. Потому что человек никогда не перестанет спрашивать, искать и жаждать. И узнавать снова и снова, что эту жажду не утолить ничем, кроме Бога, Который есть Дух и Истина. Вся Евангельская история – это история отвержения Того, Кто призвал людей жить в духе и истине. Но люди предпочли свои взгляды, свои законы, свою идеологию духу и истине. И поэтому в Евангелии объясняется ненависть ко Христу, которая и до сего дня продолжается и заставляет людей врать, клеветать, блудить, пить…И вот мы видим, как в тот знойный полдень встретились у колодца два типа религии или два переживания жизни. Вопрос самарянки – вопрос о внешней стороне богопочитания: где нужно поклоняться Богу, на этой горе или в Иерусалиме? Вопрос снимается как ненужный и ложный. Потому что, пока человек ищет утоления духовной жажды «на этой горе» или в Иерусалиме – ему не даётся ответа. И только когда происходит встреча человека с Богом – происходит поклонение Богу в духе и истине.

 

Про дух в Евангелии сказано, что дух «дышит, где хочет…и не знаешь, откуда приходит и куда уходит»(Ин 3:8).

 

Иными словами, дух – это дар свободы. Про истину говорится, что она освобождает: «Познайте истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). По-другому можно сказать, что дух – это внутреннее состояние человека, а истина – это его жизнь. Если в тебе дух Божий, то ты не будешь ругаться, орать, материться. Слова твои будут кроткие, сдержанные с теплом, с любовью. Если таков дух, вот тогда здесь истина. А когда говорят: «у меня Бог в душе, в церковь ходить – только больше грешить». Хорошо, что в душе Бог, а в жизни что? В жизни одна злоба, ненависть. Здесь одна ложь, здесь нет истины.


Отец Алексей Мечёв говорил: «Нужно из своих близких делать ближних».

 

Т.е. заповедь «возлюби ближнего своего как самого себя» - это о наших близких: о наших семейных, о наших родственниках. Словом, это о всяком человеке, с которым мы Промыслом Божиим поставлены. И как с ними нужно поступить? Можно по-разному. Но лучше как в притче о милосердном самарянине. Шёл человек, попал в руки разбойников. И самарянин проявил к нему милость. И всякий раз, когда мы проявляем снисхождение и любовь, и милосердие – мы поклоняемся Богу духом и истиной.


Всё взвешено на каждый час и на всяком месте. Всё содержит Господь, и весь мир несёт, как Свой крест, на котором Он сказал Свои святые слова: «ЖАЖДУ». Господь попросил у самарянки попить, Он и сейчас просит у нас через всех алчущих и жаждущих, и говорит: « Кто во имя Моё подаст только одну чашу холодной воды, тот не потеряет награды своей» (Мф. 10:42).


Чем больше мы ощущаем скорое пришествие Христово, тем больше Церковь взывает: «Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берёт воду жизни даром!» Но цивилизация антихристова не откликается на этот призыв никак. Неужели то, что посеял Христос Своей смертью и Воскресением, мы не сумеем пожать? Неужели кровь новомучеников Российских – это семя Церкви, окажется напрасной? Как случилось, что враг нас оттеснил и занял все рубежи и вместо воды живой напоил наш народ и продолжает поить вином блуда? Этим всё пропитано: и кинематограф, и одежда и т.д.


Если кто жаждет, пусть приходит ко Мне и пьёт. Только Он и никто больше может дать жизнь посреди раскалённой пустыни мира изнемогающим, умирающим от жажды людям. За что нашему Богу честь, слава и поклонение во веки веков. Аминь.

 

 

Священник Владимир Крюков

Перейти в архив

Официальный сайт Никольского храма с. Николо-Урюпино

Красногорский район, Московская область. Московская Епархия Русской Православной Церкви.
fond-orientir.ru разработка сайта - misha studio