Именно при Голицыных создавался уникальный архитектурный облик имения Никольское-Урюпино. Первый владелец из династии Голициных, Князь Николай Алексеевич Голицын (1751-1809), рос в Москве и воспитывался как многие дети русского дворянства XVIII века.
В восьмилетнем возрасте родители записали его в конный полк. Мать умерла, когда князю исполнилось 11 лет, отец постарался дать ему хорошее образование. Благодаря энергичным хлопотам петербургского родственника, вице-канцлера А.М. Голицына, молодой князь был отправлен в сентябре 1766 г. в Стокгольм.
Со своим отцом ему не суждено было больше увидеться. Алексей Дмитриевич скончался вскоре после отъезда сына. Николай Алексеевич прожил в Швеции до августа 1767 г., а затем уехал в Страсбургский университет для продолжения учебы, позднее совершил продолжавшееся более трех лет путешествие по Европе: был в Швейцарии, Италии, во Франции, Англии, Голландии, германских княжествах, Австрии...
Затем выполнял различные дипломатические поручения императрицы Екатерины II, в 1783-86 гг. являлся членом Комитета для управления зрелищами и музыкой, состоял при Малом дворе Вел. Князя Павла Петровича, стал сенатором, тайным советником, кавалером орденов Св. Анны и Св. Александра Невского.
Именно при нем началось строительство великолепного архитектурного ансамбля в еще одной усадьбе принадлежащей роду Голициных - Архангельском. Стоит отметить, что великолепный храм усадьбы Архангельское построен так же архитектором Потехиным и очень напоминает по своей архитектуре Никольский храм в Никольском Урюпино.
С этого времени начинается так же и новая страница в истории Никольского-Урюпина. Тогда, в конце XVIII - начале XIX столетий на месте старых хором создается дворцово-парковый ансамбль. Его центром стал Белый домик, построенный около 1780-го года неизвестным архитектором, предположительно по проекту француза Герна.
Этот парковый павильон в стиле классицизма отличался изысканной обработкой фасадов и редкой красотой, интерьеров. Особенно выделяется центральный, так называемый "Золотой зал", богато украшенный лепниной и фресковой росписью, выполненной по эскизам французского художника XVIII века Ф.Буше.
Одновременно с постройкой Белого домика разбивается парк с прудом. В 1811 году в крайне простых классических формах был в усадьбе выстроен Большой дом. Убранство комнат первого этажа создавалось постепенно, и было завершено лишь в 40-е годы XIX века, когда владельцем усадьбы стал сын Н.А.Голицына князь Михаил Николаевич.
Одновременно с Большим домом возводятся многочисленные служебные постройки: людская, кухня, контора с часовой башней. Близ Большого дома разбивается пейзажный парк с редкими сортами деревьев.
Множество изменений происходит в эпоху Голициных и в Никольском храме. В 1833 году, согласно Клировым ведомостям, в церкви имелось три престола: холодный, во имя Нико-лая Чудотворца, и теплые – один во имя Казанской иконы Божией матери, другой во имя Черниговских чудотворцев – Михаила и Федора. Вместо престола Федора Тирона был устроен престол во имя Казанской иконы Божией матери.
Приход церкви в это время, с со-седними деревнями Поздняково, Михайловкой, Гореносово, Аникеевкой и сельцом Степановским, составлял 97 дворов с 1315 душами. В самом Никольском–Урюпине, которым в это время владел Михаил Николаевич Голицын, было 404 человека дворовых людей и 178 крестьян. К приходу Никольской церкви относилась и расположенная по левую сторону Липшицы деревня Минина, которую в 1812 году французы сожгли дотла.
Существенные изменения в облике церкви произошли в 1840 году, когда на ее западном фасаде возвели новую каменную колокольню. Тогда же изменились и интерьеры. Большое участие в работах по переделке и переписке главного иконостаса принимал крепостной художник Голицына Е.Н. Страхов, которого князь Голицын обучал художественному мастерству во Франции, он похоронен на кладбище около Никольской церкви.
В 1840–50х годах на западном фасаде храма была поставлена небольшая звонница, замененная на настенную колокольню по проекту известнейшего архитектора, признанного мастера стиля эклектики М.Д.Быковского.
По его же рисунку был выполнен новый главный иконостас, впоследствии утраченный вместе с придельными. Быковскому заказали эту работу не случайно: тогдашний владелец усадьбы Михаил Николаевич Голицын основал Московскую галерею, или Пассаж, на Петровке, и проект Пассажа выполнял М.Д.Быковский.
У церкви сохранились надгробия сына и внука М.Н.Голицына, а также его невестки М.С. Сумароковой.
В храме были интересны два паникадила (ХVII в. и 40–х годов XIX в.) и два образа – Смоленской Божией матери и Спаса, пожертвованные Царем Алексеем Михайловичем, неоднократно заезжавшим в Урюпино и вложившим в церковь книгу «Трефолой».
Книга была в золотом окладе и метровой высоты и хранилась в сундуке под замком у одной православной верующей, почтительного возраста женщины.
После ее смерти книга и иконы были переданы родственникам, сын хозяйки продал одну из икон, затем произошел пожар, в котором со всем имуществом сгорел и сын.
В верхнем приделе хранилась копия с «Поклонения волхвов» итальянского мастера Карпаччо работы того же Егора Страхова.
За алтарем храма располагается кладбище, где похоронены многие Голицыны. На могиле Н.А. Голицына в 20–е годы XIX века была построена усыпальница с интересным надгробным памятником. К сожалению, все это было разрушено. На колокольне церкви был колокол времени Л.И. Одоевского с надписью «купленный на мирские деньги».
Последняя архивная запись о церкви относится к 1910 году, в которой дается страховая оценка церкви и общее описание архитектурных деталей, размеры трёх иконостасов. В подвальном помещении церковь имела «духовое» отопление.