Проповеди

Мария Египетская

13 Мая 2022

 

 

Очень много лет назад в Александрийском порту готовился к отплытию корабль. Он направлялся в Иерусалим, пассажирами его были христиане-паломники, желающие поклониться Животворящему Древу Креста Христова. Перед самым отплытием к благочестивым паломникам присоединилась женщина, которую знали многие. Это была известная блудница по имени Мария.


Как позже рассказывала преподобная Мария старцу Зосиме, ей хотелось попасть на корабль, чтобы предаваться разврату в кругу множества мужчин. Денег на проезд у неё не было, но, когда она сказала, что может оплатить проезд «иным образом», моряки, посмеявшись, взяли её на корабль. Позже, когда Мария стала отшельницей египетской пустыни, она с ужасом удивлялась, как море выдержало тот блуд, который творила она во время путешествия. Не было ни одного юноши или мужчины, которого бы она не совратила, и не было предела беспутству до самого конца пути. Из её жития мы знаем, что в 15 лет она вкусила блудных наслаждений и предалась им целиком.

 

Она бросила дом, убежала в Александрию и жила там похотью и для похоти 17 лет. Значит, когда она села на корабль, ей было 32 года. Повторим, что села она на корабль не для того, чтобы поклониться святыне, а для того, чтобы быть в обществе мужчин со всеми вытекающими отсюда последствиями. Восхищаться тут, конечно, нечем, однако и камень бросить едва ли кто-то из нас имеет право. ( Когда Господу привели женщину, взятую в грехе, Он сказал: « Кто из вас без греха, первый брось в неё камень» Никто не бросил.). Просто Мария пошла до конца по тому пути, по которому почти все делают хоть несколько шагов. Мария была цельной натурой. Конечно, это не та цельность, которой стоит подражать. Просто она была откровенной в том, чем большинство занимается тайно, -если не делом, то в мыслях. Нам необходимо обратить внимание на это злополучное плавание, о котором с таким стыдом вспоминала Мария и которым завершилась её греховная жизнь.


Пассажиры, напомним, были не случайные, а благочестивые. И плыли они не отдыхать и не развлекаться, а молиться Богу в самом святом месте на земле – в Иерусалиме. Они направлялись принять участие в празднике Воздвижения Креста – того Креста, на котором были омыты Кровью Христовой грехи всех людей. Мы нашу Церковь сравниваем с кораблём, который держит свой курс в небесный духовный Иерусалим. И вполне определённо можно предположить, что тот корабль, на котором плыла Мария является образом нашего корабля. И мы, члены Церкви Христовой похожи на тех паломников, которым была известна цель путешествия, но это им не мешало дорогой делать то, что они делали.


Многие, вероятно, презирали Марию, считали себя настоящими христианами, а на свою попутчицу смотрели, как на исчадие диавола. И никто из этих «христиан» не мог помыслить, что среди них – величайшая святая. Впадая с нею в грех, они, возможно, во всём винили её, а о себе рассуждали так: « Да, мы слабые и немощные люди. Но вот, когда мы приплывём в Иерусалим, покаемся, и милосердный Господь, зная нашу немощь, простит нас». И если бы их спросили, а возможно ли обращение и покаяние для Марии? Едва ли кто-нибудь ответил бы утвердительно.

Вот такой был корабль, такое было путешествие, такие были паломники. Всё это, конечно, наводит на грустные мысли. Это наш корабль, и паломники эти – мы. Мы ведь знаем, куда ведёт дорога. И что мы делаем на этой дороге? Невозможно представить, чтобы блудный сын, возвращаясь к отцу, продолжал по пути грешить. Мы тоже, вроде возвращаемся к Отцу. Нету только при этом покаяния, а есть оправдание. «Бог милостив, Он знает нашу немощь…» И ещё: среди нас есть своя «мария», та или тот, кто представляется нам в тысячу раз грешнее нас: вот им точно нет прощения. И когда Господь говорил, «мытари и блудницы вперёд вас идут в Царство Божие» (Мф. 21, 31). Это Он говорил нам.


Корабль наш плывёт во Святую землю. Чем бы мы на нём не занимались, как бы себя ни вели, он не изменит курса. Ничто не сможет отменить той встречи, которой завершится любая человеческая жизнь. И наша надежда на милосердие Божие не напрасна. Но милосердие это действенно только там, где есть искреннее, глубокое покаяние. Конечно, никто из нас не способен принести Богу такое покаяние, какое принесла Мария Египетская. Никто из нас не может с двумя с половиной буханками хлеба удалиться куда-нибудь в глухую деревню в Рязанской области и оплакивать там свои грехи. Этот подвиг никому не по силам. И этого совершенно от нас не требуется, потому что современный город представляет ту самую пустыню.

 

Живут на лестничной площадке соседи, и никто никого не знает и знать не хочет. Но вот покаяние доступно всем. В разной мере, конечно, но всё же всем. Мы вот в разговоре с людьми просим: если ты меня любишь, прими меня таким, какой я есть. А вот Господь не может принять нас такими, какие мы есть. Дело в том, что если бы это произошло, то Бог перестал бы быть Самим Собой. Ему стали бы не присущи свойства, которые Ему присущи: святость, чистота, правда. Божией любви противно и невыносимо многое в нас. Ему не свойственно отождествлять нас и наши грехи. Он любит нас как личностей, как Образ и подобие Своё, грех же который коренится в нашей душе и страсти, которые оскверняют нас, Он никак принять не может. И просит избавиться от них, словно это не наше, словно это чуждое, несвойственное нам. Почему же мы не можем принести Богу покаяние? Очевидно, потому, что не хотим расставаться с грехом; потому, что в глубине души имеем сочувствие греху. Один святой 5 века, блаженный Августин в своей «Исповеди» пишет: «Когда я просил в свои молодые годы о том, чтобы Господь даровал мне целомудрие (блаженный Августин в то время вёл распутную жизнь), я не получал просимого. Дело в том, что когда уста мои произносили – Господи, дай мне целомудрие, сердце моё добавляло – но только не сейчас».


Сейчас у нас всё перевернулось с ног на голову. Блуд – норма, а целомудрие – какой-то архаизм. Даже в 1917 году, когда на Руси рушилось всё святое и прекрасное, не прижилась  «теория стакана воды», которая заключалась в том, что отношения между мужчиной и женщиной могут строиться исключительно на сексуальном инстинкте, так же просто, как, например, утоление жажды, « так же просто, как выпить стакан воды». Придумали эту теорию такие «выдающиеся» женщины как Александра Коллонтай и Клара Цеткин. Коллонтай таким образом жила с министром флота Дыбенко. Ленин вызвал тогда их и предложил им свои отношения как-то оформить, а то это их советскую власть порочит). Тогда возникла государственная регистрация. Но вот пришло время демократии, когда разрешено всё, что не запрещено. Содомские пороки не преследуются, «гражданские браки», которые по сути являются обычным сожительством – норма. Уже с детства начинается преступное растление. В школах устраивается конкурс красоты для третьеклассниц, для 15-летних по телевидению объявляют набор для участия в конкурсе красоты (стриптиза).

 

Вовлечение детей в проституцию – обычный бизнес. По статистике, я недавно прочитал: трое из четверых подростков имели сексуальный опыт в подростковом возрасте. В раю люди одевались славой Божией. После того, как были изгнаны из рая, чтобы прикрыть стыд, появилась нужда в одежде. Ну а теперь потеряв и стыд и благодать, люди стремятся как можно больше обнажиться. Преподобная Мария, по её признанию, начала свою греховную жизнь с того, что вышла в самой нежной юности из послушания родителям. Ей стал тесен и скучен родительский дом, тяжелы и скучны наставления отца и матери. Грех не замедлил сделать своё дело: она потеряла то, что для женщины является ценнее всего – стыдливость. Она стала грубой и порочной, ей казалось, что пока она молода, пока кровь бьёт в жилах ключом родника, то всё нужно попробовать. И сейчас молодые люди так думают. И сейчас многие дети предпочитают родительскому дому общество сомнительных друзей. Ужасная ошибка, влекущая за собой страшные последствия.  Это всё равно, что, например, сказать о этой вазе, что её нужно сначала разбить, чтобы потом она стала ещё лучше. Или об одежде хорошей и новой, что её нужно сначала испачкать, потом постирать, и она станет ещё лучше и нарядней. Особенно в молодые годы нужно беречь себя от блудного греха.

 

Эта очень серьёзная страсть. Мария 17 лет провела в непрестанном грехе, о котором потом ужасалась вспоминать. Но она нашла в себе силы и решимость свою жизнь изменить. И она так кардинально её изменила, что Господь благословил её: она прикоснулась в Иерусалиме Животворящего Древа Господня, более того причастилась Святых Христовых Таин, а потом удалилась в Иорданскую пустыню. Это её решение есть покаяние. Мария пошла в пустыню и там, конечно, очень тяжело страдала от блудных помыслов, страстей, которые её мучили. Находилась она в пустыне 47 лет. И вот 17 лет там она вела непрестанную борьбу с блудной страстью. Когда этот бес её одолевал, она бросалась на землю, рвала на себе волосы, грызла песок, била себя в грудь, не спала, молилась, но не переступила Иордан, не пошла назад. Вот такое мужество показала и такое великое терпение. Она терпела самою себя, свои страсти, не давала им воли до тех пор, пока они не умерли. И когда страсти умерли, она стала восходить на духовную высоту и достигла удивительной святости, абсолютной прозорливости, полного знания Священного Писания. И при всём этом называет себя грешной, недостойной женщиной. Старцу Зосиме она говорила: «Кого ты пришёл видеть? Грешную жену, убогую блудницу?» Такое у неё было сердечное сокрушение и смирение.


Что же нам делать, если мы хотим быть учениками Христовыми? Господь, конечно, не требует от нас подвигов Марии Египетской. Но всё же , если мы хотим ими быть, мы можем постараться всё время, всю жизнь совершать такие поступки, которые являются шагом по направлению к Богу, а не к демону. А когда будем ослабевать на этом пути, будем просить Марию Египетскую: преподобная мати Мария, моли Бога о нас. И её молитва поможет нам в этом делании. Аминь

 

 

Священник Владимир Крюков

 

Проезд
Официальный сайт Никольского храма с. Николо-Урюпино Красногорский район, Московская область. Одинцовская и Красногорская епархия Русской Православной Церкви. +7 (495) 561 4250