english русская версия Домашняя страница Карта сайта Написать письмо English version Русская версия Главная страница Карта сайта Написать письмо

Неделя всех святых

10 июня 2012

 

Когда человек рождается на свет, то, как только он осмотрелся и сформировался немного как личность, перед ним встает вопрос: «как жить». Человек никогда не удовлетворится никакими отвлеченными идеями и учениями,  нужен конкретный образец, конкретная живая личность, в которой бы изобразилась та правда, которую человек захотел бы иметь в себе. 

 

Когда я учился в школе, ученикам в пример ставили Павлика Морозова. Наверное, самый противоречивый персонаж истории нашей страны. Советская пропаганда ставила великого пионера в пример для подражания. Молодой парень был настолько предан делу партии, что за идею сдал Красной армии своего отца-кулака, рассказал, как и где он укрывает зерно. Смерть его героической также никак не назовешь. Убийство было совершено, не с целью сделать из мальчика мученика-героя, но для запугивания крестьян и ускорения коллективизации. Морозов стал героем потому, что такой герой понадобился. Аппарат пропаганды создал образец человека, наделенного нужными качествами, эталон, по которому можно оценивать пригодность людей и делить их на своих и врагов. По словам родственников и знакомых Павлика, мать толкала сына предать отца. Досаждала мужу, как могла, когда он ее бросил. Она и подучила Павлика донести – думала, что муж испугается и вернется в семью. По воспоминаниям, учителя местной школы, учился он плохо, 3 года сидел в первом классе, до тех пор, пока не выучил буквы, любил играть в карты на деньги и петь блатные песни. Любил дразнить, травить кого-либо.  Я помню, когда учился в институте одна группа студентов, наученная начальством, стала писать жалобы на преподавателя. Потом состоялось открытое собрание, на котором спросил их:  «в чём конкретно они не согласны с этим преподавателем?».  В ответ были одни эмоции: не понятно и т.д. Мне запомнился ответ этого преподавателя: Я плохо вас учил, если вы оказались Павликами Морозовыми. Я желаю вам, чтобы в вашей педагогической практике этого не было. 

 

Сейчас под влиянием картинки, открывающейся с экрана ТВ или страниц глянцевых журналов, перед нами вырисовывается некий обобщенный образ человека, который может сделать сам себя. Сам достичь того, к чему стремятся все люди, а именно – земного счастья. И именно таким людям, к сожалению, подражает большинство людей. Дело в том, что подражание кому-то очень глубоко заложено в человеческую природу - мы не можем не подражать. Даже если бы мы хотели не замечать никого вокруг и гордо пронести по нашей земной жизни наше собственное знамя, как некую абсолютную самобытность. Ничего не получится. Хотим мы или нет, мы будем обязательно подражать. Поскольку подражать больше некому, больше никто не представлен в качестве образца. Когда эти персонажи преподносятся как объект для подражания, то всегда подчеркивается, что ты должен стать индивидуальностью. Логика здесь простая: если ты будешь стремиться к тому, чтобы самому сделать себя, как это сделали эти конкретные люди, то ты станешь уникальной, ни на кого не похожей личностью. Раскроются все твои способности и таланты. И многие люди, в особенности молодые, начинают реализовывать этот вариант жизни. А результаты часто удивляют – слишком разительно они отличаются от запланированных. Уникальных личностей оказывается очень мало. Напротив, мы видим, что молодые люди и девушки становятся одинаковыми. Они сливаются в некую массу, в которой очень трудно заметить отдельную интересную личность, яркую индивидуальность. Они говорят с одними и теми же интонациями, они делают одно и то же. Их поведение становится стереотипно. Причем это поведение может меняться в зависимости от того, кто на данный момент является объектом для их подражания. Потому что недостойные для подражания образцы очень быстро надоедают.  Но даже если они не успели надоесть, их все равно заменят, т.к. существует понятие моды: сегодня модно вот это, модно выглядеть вот так, говорить и двигаться не так, как вчера. Поэтому человек, вырастая и формируясь в такой атмосфере как личность, собирает некий набор стереотипов.

 

Это знали всегда и во все времена, и поэтому всегда во всех народах и во всех культурах были объекты для подражания в виде живых людей. В христианской традиции также существуют объекты для подражания – святые. Святые – самый достойный объект для подражания, потому что сами святые подражали Христу. Христу подражать трудно. А святые - такие же люди, как мы, и их жизнь, или, как принято говорить, биография, открывающаяся нам со страниц житийной литературы, вполне доступный объект для подражания. И достойный! Даже если мы и не достигнем в нашей жизни того, чего достигали святые. Например, святой праведный Иоанн Кронштадский. Иерей посвящается во образ Самого Христа, принимает на себя часть Его славы, Его свет и обязан светить, сиять и просвещать. Все эти качества «священника Бога Всевышнего» и воплотились в отце Иоанне Сергиеве, кронштадтском пастыре. «Какое величие христианина и наипаче христианского священника: он – едино со Христом и Спасителем-Богом чрез святые тайны!» – восклицал праведный Иоанн. И будучи невысоким, хрупким и даже болезненным по сложению, не обладая ни физической силой, ни силой голоса, но только (!) силой духа, совершал чудесные деяния, подвластные лишь верным ученикам Христовым.

 

Ничего нового не принес праведный Иоанн Кронштадтский на нашу землю. Просто следовал заповедям Христовым и дал прекрасный пример того, как эти простые и чистые евангельские истины могут воплощаться в живом человеке, чуть ли не нашем современнике: «Цель нашей жизни – соединение с Богом: в этой жизни – в вере, надежде и любви, а в будущей – в любви всесовершенной». Или священник Иоанн Охлобыстин.  В фильме «Царь» играет роль шута. Я ни в коем случае не осуждаю его. Просто такое сравнение. Всегда нужно помнить о своих грехах. Нужно всегда чувствовать эту остроту греха, который довлел или довлеет над нами. А когда начнём чувствовать себя приличными людьми чего-то заслуживающими не только на этой земле, но и у Бога – это серьёзный диагноз нашего духовного нездоровья. Пусть память о собственных грехах удержит нас от греха осуждения.

 

Святые и сейчас являются объектами для подражания. Мы ведь нигде - ни в детском саду, ни в школе, ни в ВУЗе - нигде, кроме церкви не встречаем святых в качестве объектов для подражания. А кого мы встречаем? А встречаем людей успешных, кто преуспел в земной жизни: богатых, известных, имеющих власть и возможность влиять на события. Тех, у кого все получается. При небольших затратах собственных усилий эти люди получают все, что они хотят. Вот это и преподносится нам как направление жизни в виде конкретных живых образцов, личностей, которых мы видим на ТВ: голливудские персонажи, фотомодели, бизнесмены, актеры, певцы, писатели, политики и т.д.

 

Святые это такие же люди, как и мы. Они не «богочеловеки», они люди. Они так же, как и мы, родились от отца и матери и имели точно такую же падшую природу, как и мы. Но они смогли усилиями своей собственной воли с Божией помощью преодолеть эту падшую природу и, как принято говорить, обожиться, т.е. соединиться с Богом настолько, чтобы Бог просиял в них, как в людях, и этого невозможно было не заметить. И вот если человек начинает подражать святым, то он становится уникальной, неповторимой, ни на кого не похожей личностью. И тогда в нем изображается его персональная норма жизни. По слову апостола Павла: «Подражайте мне, как я подражаю Христу». По слову самого Христа: «Научитесь от меня, яко кроток есть и смирен сердцем».

И вот когда человек настраивает свою жизнь так, по Христу, и по тем, кто ему уподобился, т.е. по святым, тогда он загорается, как яркая звезда. Как звезда ни на кого не похожая. Действительно раскрываются все его таланты, потому что, по словам апостола Павла: «Даров Духа Святого много».

Праздновать память святых – это значит признавать в них пример, перенимать у них жажду вечного и божественного и утверждать, что именно святые образ нашей веры. Они – путь, по которому и мы могли бы идти. Серафим Саровский сказал: «спаси себя и вокруг тебя спасутся тысячи». Что значит «спасти себя»? Это значит уничтожить в своей душе зло. Это значит воспарять умом в заоблачные выси и там видеть «целое облако свидетелей», как сказал о святых апостол Павел. Если у нас хватит решимости сделать хоть один шаг к духовному просвещению, то увидим, как у нас начнут расти крылья. В день всех святых давайте попробуем этот шаг сделать. Помоги нам, Господи. Аминь.

 

Священник Владимир Крюков

Перейти в архив

Официальный сайт Никольского храма с. Николо-Урюпино

Красногорский район, Московская область. Московская Епархия Русской Православной Церкви.
fond-orientir.ru разработка сайта - misha studio