Церковь Илии пророка

Первое письменное упоминание о церкви встречается в писцовых книгах П. Новосильцева и подьячего Павла Иванова в 1620 году, когда село было государевым: «А в нем место, что был храм Пророка Илии, место попово, место Пономарева, место просвирицино...» Это значит, что самого храма в этом году не было, надо полагать, что храм был разрушен в 1618 году в сентябре, когда поляки хозяйничали в Ильинском.
 

После 1620 года церковь была восстановлена. В 1630 году Патриарх Филарет Никитович во время похода в Саввин монастырь посетил село Ильинское 11 января и дал попу на молебен гривну. В Приходных книгах Патриаршего Казенного приказа за 1628 год записано: «церковь Илии Пророка, что на Москва-реке в государевом селе Ильинском...».
 

В переписной книге по Москве 1646 года находим описание села Ильинского времен В. И. Стрешнева, что ему дано из государевых дворцовых волостей село Ильинское на реке Москве, а в нем церковь Илии Пророка, а у церкви поп Андрей, дьячок, пономарь. Двадцать лет спустя село переходит к Р. М. Стрешневу: «Село Ильинское на берегу Москвы-реки, а в селе церковь во имя Василия Кессарийского, деревянная, строенная клетски (т. е. как клеть, покой) о куполах, верх шатровый (наподобие шатра, т. е. скатом во все стороны). В церкви 5 местных икон, без окладов, писаных на золоте и прозелени; царские двери писаны на золоте, депсусы (изображение Спасителя, Богоматери и Иоанна Предтечи, составленные вместе) с двунадесятыми праздниками, 13 икон в окладах, икона Пречистой Богородицы. На престоле печатное Евангелие, сосуды церковные и книги. На колокольне 6 колоколов больших, средних и малых. Церковь св. Василия Кессарийского была построена в середине XVII века, а в 1687 году в год смерти Родиона Матвеевича в писцовых книгах она значится «ветхою», затем о ней больше не упоминается.


Достоверно трудно определить, где именно стояла эта церковь. Есть в конце села, на берегу реки напротив нынешнего спуска к мосту столб, сложенный из кирпича с крестом над крышей: очевидно, столб этот служит памятником того, что на этом месте была церковь. Тут же было кладбище. До укрепления берега реки булыжником, при весенних разливах ежегодно вымывалось из-под грунта много костей, которые вновь закапывали в землю.


По рассказам старожилов, около часовни были захоронения польских, литовских и французских солдат во время военных действий на этой территории и до закрытия церкви Илии Пророка, 1937 года, священник ежегодно служил там панихиду в день Св. Георгия Победоносца.


Устраивать кладбище около церкви – очень древний обычай, что свидетельствует о бывшей здесь церкви, но стояла ли на этом месте церковь Илии Пророка, по преданию старожилов, утвердительно сказать нельзя. Известно только, что вновь сооруженная каменная церковь Илии Пророка в 1740 году при Василии Ивановиче Стрешневе, стоит в противоположном конце деревни в ограде парка усадьбы. Есть предположение, что там, где сейчас стоит церковь Илии Пророка, раньше была церковь Вас. Кессарийского. При обеих церквах служили «переходя» поп Федот Кондратьев, дьякон Никита Исаев и пономарь Мишка Афанасьев и была просвирница.


С 1666 по 1687 год селом Ильинское владел Родион Матвеевич Стрешнев. В эти годы было моровое поветрие и усадьба пришла в упадок. Более 150 лет Ильинское находилось во владении обширного рода Стрешневых и, только в 1722 году, с приходом следующего владельца, внука Родиона Матвеевича, Василия Ивановича Стрешнева, в усадьбе начался расцвет. Полувековая принадлежность села Ильинского Василию Ивановичу Стрешневу благоприятно повлияла на благоустройство этого села. В писцовых книгах за 1766 год записано, что в селе Ильинском Василия Ивановича Стрешнева: «господский дом деревянный, при нем регулярный сад, конный завод, в нем лошади немецкие и русские».


Самым существенным делом Стрешнева в селе Ильинское была постройка каменного храма на месте обветшавшей деревянной церкви Св. Пророка Илии в 1735 году по проекту талантливого русского зодчнго первой половины XVIII века Алексея Петровича Евлашева (1706 – 1760 гг.), хотя эта версия оспаривается.


Поверенный Стрешнева, Дмитрий Казаков, 8 марта 1732 года подал на имя императрицы Анны Иоанновны прошение, в котором писал, что: «в подмосковном селе его господина действительного камергера Василия Ивановича Стрешнева построена деревянная святая церковь во имя святого Илии Пророка, а ныне святая церковь зело обветшала и за оною обветшалостью, во время божественного пения, есть не без опасности...». Далее Казаков просил указа Императрицы о разборке церкви и о разрешении строить новую каменную из заготовленного материала.


В Синодальном Казенном Приказе была наведена справка о церкви села Ильинское и 30 марта того же года последовал Высочайший указ: «По благословению Святейшаго Правительствующаго Синода, означенную церковь разобрать и на том же месте вновь каменную церковь, по подобию прочих святых церквей, без всякого, по своему смышлению, приложения или умаления построить, убрать святыни иконами и прочим церковным благолепием. А как оная церковь каменная построена и ко освящению совсем изготовлена будет, и об освящении той церкви и кому святить, бить челом впредь».


По получении указа, Василий Иванович в том же году приступил к постройке церкви, а через 8 лет она была освящена, о чем свидетельствует надпись в описи церкви составленная в 1821 году. Совершенно сходная надпись была сделана на деревянном осьмиконечном кресте славянскими буквами: «Сия святая каменная церковь, по благословению Святейшаго Правительствующаго Всероссийскаго Синода и по данному Ея Императорским Величеством указу начата сооружать каменным строением, тщанием и иждивением благороднейшаго господина и Ея Императорскаго Величества, Успенскаго Большаго, что в Москве Собора протопопом отцом Никифором в 1740 году, месяца июля дня, а при здании том святыя церкви каменным строением в смотрении и при отправлении святаго освящения, по велению государя Василия Ивановича, был Иоанн Безобразов». Церковная опись того же времени, свидетельствует, что в алтаре под дубовый престол положено 7 булыжных камней. Это означает, что освещение было совершено полным собором священников.


Здание построено в стиле барокко. Основание состоит из клети в виде куба, на котором возвышается осьмерик, увенчанный круглым сводом с главою наверху, также в виде небольшого осьмерика с круглым сводом, над которым водружен крест. Трапеза соединяется с храмом аркой, пробитой в западной стене клети. Потолки в алтаре и трапезе выведены полукруглыми сводами. Лепные украшения на наружных стенах церкви, по карнизу вокруг окон, по граням, по сторонам впадин на главе, а внутри церкви иконостас. Первая опись составлена в 1814 году, т. е. 74 года спустя после освящения. В эти годы село Ильинское принадлежало графу Александру Ивановичу Остерману-Толстому, который построил колокольню над входом в трапезу. Вес самого большого колокола составлял 51 пуд и 25 фунтов. Иконостас столярной работы, в четыре яруса покрашен голубой краской, по местам позолочен.

 

Все иконы в иконостасе были вновь написаны при построении церкви. В первом ярусе иконостаса: Образ Спасителя, Образ Смоленской Божьей Матери, образ Пророка Илии, образ Трех Святителей (Василия Неокессарийского, Апостола Петра, и св. Николая). Очевидно эта икона была написана в честь святых братьев Стрешневых сыновей Ивана Родионовича: Николая, Василия и Петра. Ризы и венцы серебряные или медные были позолочены, венцы украшены  дорогими камнями, на остальных ярусах иконы также были в богатом убранстве. В алтаре висели четыре старинных иконы, принадлежащих старым церквам: образ Божией Матери Всех Скорбящих Радости, на ней 8 венцов, семь медных посеребренных, а один серебряный. Образ Тихвинской Божией Матери с богато украшенным венцом. Образ Пророка Илии на нем риза серебряная позолоченная.

 

Образ Успенья Божией Матери, на нем венцы и вклад басменные позолоченные. Эта икона в описи 1821 года уже не упоминалась и в церкви ее не было. Образ Николая Чудотворца в киоте, на нем венец и риза медные посеребренные. В описи перечисляются иконы, которые висели на стенах, богослужебные книги и церковная утварь. Среди книг были старопечатные времен XVII – начала XVIII веков и печатное издание, перевод с греческого, 1343 года в двух экземплярах.


В 1818 году графом Александром Ивановичем Остерманом-Толстым к храму были пристроены два придела во имя святых Федора Пергамского и Иоанна Богослова, построенных в память о братьях его бабки Федора и Ивана Остерман, от которых он унаследовал титул, фамилию и усадьбу.


К постройке колокольни Остерман приступил, вернувшись из заграницы, где находился на лечении. Окончено строительство было в 1828 году. Колокольня круглая, с круглою главою со сводом и остроконечным верхом, над которым водружен крест. Несмотря на большой промежуток времени между постройкой храма и колокольней, в целом они неплохо сочетаются.
Для новой колокольни был вылит колокол из четырех трофейных бронзовых пушек, стоявших в усадьбе перед домом по четырем его сторонам, как память о былых сражениях. На колоколе была сделана надпись: «Во славу святые единосущныя, нераздельныя и животворящия Троицы вылит сей колокол ко храму святого Пророка Илии, что на Москве-реке Звенигородского уезда в селе Ильинское Графа Александра Ивановича Остермана-Толстого, при священнике Иоанне Сергееве в 1828 году марта 23 дня. Весом 15 пудов и 6 фунтов. Мастер Московский купец Михаил Ефимов Астраханцев».


Елизавета Алексеевна, супруга А. И. Остермана, подарила церкви семь икон, которые были помещены в киот с храмовой иконой Пророка Илии. В середине XIX века после смерти А. И. Остермана-Толстого, Ильинское перешло в руки его племянника Л. М. Голицына. В 1860 году князя не стало и, спустя четыре года, вдова Анна Матвеевна Голицына продала Ильинское в дворцовое ведомство. Император Александр II приобрел подмосковное имение для своей жены императрицы Марии Александровны. Царская семья часто посещала церковь и императрица отказалась даже от столичных церковных служителей на период пребывания в Ильинском. В церкви Илии Пророка был прекрасный хор певчих. Еще при князе Голицыне в 1841 году для руководства и обучения хора приезжал в село Ильинское помощник регента хора Чудовского монастыря, экзаменовал же хор сам регент Багрецов. Мария Александровна подарила церкви новые облачения и шитые золотом и серебром иконы с изображением святых Александра Невского и Марии Магдалины.


После гибели императора Александра II, Ильинское стало собственностью великого князя Сергея Александровича – брата Александра III. Супругой Сергея Александровича была внучка английской королевы Виктории, Великая княгиня Елизавета Федоровна. Вскоре после замужества Великая княгиня заинтересовалась православием. Сергей Александрович был очень набожным человеком и строго соблюдал все церковные каноны и порядки. Он много молился, говел и всегда ходил в церковь. Княгиня просила мужа достать ей книги духовного содержания и сама читала их, а также просила мужа читать ей вслух. Елизавета Федоровна открыла в Ильинском лазарет для раненых в годы первой мировой войны, а затем в Москве основала монастырскую обитель и посвятила ей свои последние годы жизни. Ее жизнь, также как и жизни других членов царской семьи, окончилась трагически в 1918 году. Она причислена к лику святых, как пострадавшая за веру в годы гонений. Ее нетленные мощи покоятся в Иерусалиме в церкви равноапостольной Марии Магдалины, а частицы этих мощей находятся в Ильинском храме.


Под покровительством высоких особ Ильинская церковь постоянно украшалась, радуя красотой своих прихожан. В 1937 году в сентябре месяце церковь закрыли. Соловьева Лидия Егоровна, жительница села Ильинское, вспоминает, как это было: «В сентябре месяце она со своей бригадой копала на колхозном поле картошку. На подводе в поле приехал к ним председатель колхоза Бадукин, а с ним Шлепнев и Чадаев П. Ф. Сняли с работы из ее бригады несколько человек: Чадаеву В. И., Потапову О. А., Т. Сизову, Т. Маринушкину и Кузьмина Леонида, посадили на подводу и повезли к церкви, а там уже был конвой. Весь день выносили из храма иконы, богослужебные книги и церковную утварь, грузили на подводы и увозили». Те, кто непосредственно принимал участие уже нет в живых, поэтому нет подробной информации. Последним священником Ильинской церкви был Махаев, а дьяконом Цветков Сергей.

 

Дальнейшая судьба церковной утвари, древних богослужебных книг и икон неизвестна, но живы еще старожилы, которые помнят последних своих владельцев и делятся своими воспоминаниями. Щеголихин Я. А., 1896 года рождения вспоминал, как часто мимо его дома проезжала царская карета с государем и другими особами.
Жительница села Ильинское З. Хромова рассказывала, что во время закрытия церкви Илии Пророка ее брату поручили снять с церкви крест и он полез по лестнице, но не смог дотянуться и вернулся. Затем его забрали и посадили в тюрьму, оттуда отправили на фронт в штрафную роту, где он впервые же годы погиб. После войны Горвоенкомат разыскивал его, как пропавшего без вести.


В советское время, усадьбу «Ильинское», как упоминалось выше, посетил Ленин. После его посещения там открыли дом отдыха и назвали «Ильичево», где отдыхали работники ЦК партии и, который существует до сих пор. С тех пор огородили усадьбу вместе с церковью и жители села Ильинское могли обозревать церковный купол за высоким забором. И вот настало время, когда повсеместно, ощущая острую потребность в духовности, люди заволновались, как пчелы в растревоженном улье, и пошли по инстанциям добиваться открытия храмов. Писали заявления, собирали подписи и годами ходили по бюрократическим кабинетам, добиваясь цели.


По Божией воле один за другим открывали храмы, дошла очередь и до Ильинского. Мария Павловна Баранова, жительница села Ильинское, по благословению Господню стала подвижницей. Не сразу все получалось, но уже в 1990 году в престольный праздник Ильин день, 2 августа бывший благочинный округа о. Александр Линда, провел богослужение не в храме, конечно, а у забора, за которым стоял храм.


Новые революционные преобразования в России сыграли свою роль. Хозяева дома отдыха «Ильичево» решили освободить его и передать верующим людям для богослужений. В 1991 году храм передали общине православных верующих.


Настоятель церкви священник Александр Попов в течение десяти лет огромным трудом и посильными вкладами прихожан восстанавливает храм Илии Пророка. В храме есть свой хор, действует церковно-приходская школа.

 


по материалам Н. Г. Калининой

Проезд
Официальный сайт Никольского храма с. Николо-Урюпино Красногорский район, Московская область. Одинцовская и Красногорская епархия Русской Православной Церкви. +7 (495) 561 4250