Третий воскресный день, который следует за святой Пасхой, называется Неделей о расслабленном. Сегодня Евангелие мысленно перенесло нас в знойный Иерусалим. Там находились Овечьи ворота, а около них была купальня, которая по - еврейски называлась Вифезда, что значит « Дом милосердия». Возле этой купальни всегда находилось множество больных, слепых, хромых. Что влекло их сюда? Тогда не было никакой: ни плохой, ни хорошей системы здравоохранения. И большая часть больных людей могла уповать лишь на помощь Всевышнего. Ангел Господень по временам сходил в купальню, возмущал воду, и тот, кто первым успевал войти в купель, тот счастливый человек мгновенно получал помощь, какой бы болезнью не был одержим. Церковный историк Евсевий говорит, что вода в тот момент становилась мутной или даже кроваво-красной. Можно представить ту атмосферу, которая царила при купальне: сгусток человеческого горя, предельная концентрация напряжения , море тел и сердец, ожидающих чуда. И попасть в эту сферу чуда было почти безнадёжно, потому что только один, только первый получал исцеление. На что мог рассчитывать расслабленный (парализованный) человек, который в этом состоянии пребывал 38 лет?. Наверное, если бы его спросили, на что ты надеешься, он бы толком ничего не смог ответить. Просто видел, что здесь совершается чудо, а значит надо быть поближе к этому месту.
Эта Евангельская история звучит каждый раз по-новому, приобретая какую-то особую актуальность для каждого из нас. Мы не можем представить, как происходило возмущение воды, но легко представить ту давку, которая при этом была. Люди, по большей части больные, несчастные, страждущие, теряя свой человеческий облик, расталкивали друг друга, как говорится, готовы были пройти по головам, чтобы первым попасть в купель. И вот этот больной, о котором сегодня речь, из года в год наблюдал, как другие болящие исцелялись только потому, что у них хватало наглости, дерзости, злобы оттолкнуть своих ближних и забраться в эту купель. Конечно, евангельская купальня – это образ мира, человеческого общества, насквозь пропитанного эгоизмом. Евангельский рассказ именно об этом. Потому что все больные, страждущие не то что говорят, кричат во весь голос: «Не имею человека!» Нет человека.
А это значит, что человек начинается там, где преодолевается ЭГОИЗМ, что человек – это лицо, обращённое к другому лицу. Это глаза, которые с любовью и участием смотрят в глаза другого. Такой человек, говорит нам Евангелие, явлен во Христе. Он приходит к больному, страдающему, одинокому. Он приходит, чтобы воспринять его страдание как Своё, его жизнь – как собственную, приходит помочь, исцелить, полюбить. «Хочешь ли быть здоров?» - это вопрос не Того, кто хочет навязать своё любой ценой, но вопрос подлинного участия и любви. Сщмч. Пётр Дамаскин точно заметил: «Пал ли ты, восстань. И опять пал, восстань; только не оставляй Врача…но пребывай при Нём, и Он окажет тебе милость или обращением, или искушениями, или другими действиями Промысла, без твоего ведома». Господь исцелил расслабленного и сказал ему: « Ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже». Грех, конечно, по-разному проявляется: и мыслями, и словами, и делом. Как необъятна палитра добра, так и необъятен диапазон зла и греха. Но всегда, в своей основе, грех – это отход от Бога.
Если мы от Бога отрываемся своими грехами и всеми теми безобразиями, которые мы здесь совершаем, то мы неизбежно теряем самую возможность быть здоровыми, цельными. Господь показал нам, что значит быть человеком цельным, целомудренным, носящим в сердце своём Божественную тишину и Божественную славу. Он предупредил нас, если мы не сделали добра кому-нибудь из наших ближних, то значит мы не сделали добра Ему Самому. И, наоборот, если мы сделали что-либо доброе нашим ближним – мы сделали доброе и Ему. Целомудрие – это когда человек проводит внимательную, трезвенную, христианскую жизнь. Ради своей целостности можно постараться отказаться от водки, от сигарет, от более серьёзных и тяжёлых вещей. Если человек женатый, то связи на стороне будут разрушать целостность его семьи и самого этого блудника. Поэтому очень важно отказываться от своих греховных склонностей, нужно посмотреть на то, что в жизни совершенно не нужно, что приносит одни страдания и горе. И с помощью Божией можно постараться отделить от себя, образа Божиего, всю шелуху и грязь. Но как возможно восстановить в себе образ Божий, как восстановить в себе целостность?
Для этого не нужно ехать в далёкий Иерусалим, искать купальню у Овечьих ворот, которой там давно уже нет. Для того, чтобы с нами не случилось «чего хуже» надо идти в храм. Именно в храме можно получить лекарство от греха. Это лекарство преподаётся любому желающему в неограниченном количестве. И при этом качество лечения не зависит от стен, в которых оно совершается и абсолютно не связано с личными достоинствами или недостатками того, кому Бог судил быть свидетелями при этом лечении, т.е от священников.
Лекарство от греха – это величайшее Таинство Церкви. Вы понимаете, я говорю о Покаянии. Покаяние делает человека цельным. Потому что Покаяние – это ежедневная борьба с самим собой, со своими греховными наклонностями, со своей ленью и унынием. Покаяние – это размышление о Боге, о мире, о своём месте в мире. Покаяние – это, конечно, трудная наука жить рядом с людьми, ладить с ними. В Церкви под Покаянием мы понимаем исповедь. Приходят люди и как бы устраивают такую инвентаризацию души: этим, пятым, десятым грешен. Вроде бы всё правильно, но почему же не происходит исцеления? Может быть лекарство не качественное? Сейчас много всяких подделок. Мне кажется, что мало кто, за редким исключением желал бы возненавидеть свой грех, свою самую большую страсть, возненавидеть и окончательно и бесповоротно её оставить. Желал бы закричать из глубины души: « я так больше не могу, не могу, чтобы эта страсть затмевала во мне образ Божий». Если появится такая решимость, то и лекарство готово – самое качественное, самое надёжное.
Христиане любят читать покаянный 50-й псалом царя Давида. «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое…». Вы помните, по какому поводу из глубины его сердца излились эти покаянные слова. Ну а кто позабыл, можно напомнить.
Однажды отдыхал св. пророк на кровле дома своего, и увидел с высоты кровли, в соседнем дворе купается очень красивая женщина. Он возгорелся к ней страстью, послал своих слуг привести её в дом свой. И грех совершился. Затем царь узнал, что эта женщина является женой Урии, воина храброго, который воюет против сирийцев и аммонитян. Давид призвал к себе начальника, под властью которого был Урия, и велел поставить Урию в самом опасном месте и уйти. Это было исполнено, Урия был убит. Два страшных греха совершил Давид: прелюбодеяние и убийство. Однажды к царю Давиду пришёл пророк Нафан и, обличая его, сказал притчу.
В одном городе было два человека: один богатый, другой бедный. У богатого было много всякого скота, а у бедного только одна овечка. К богатому пришёл странник, и он пожалел взять из своих овец, а взял овечку у бедного. Отобрал и велел приготовить для странника обед. Рассказал пророк Нафан эту притчу и спросил царя: «Что ты сделаешь с этим богачом?». Давид воспламенился гневом и воскликнул: «Казнить, казнить его!» Нафан возразил: «Это ты, царь Давид, тот человек, который отнял единственную овечку у бедного Урии». Царь был потрясён, внезапно понял всю глубину своего падения, всю тяжесть своего мерзкого греха. Написал великий 50-й псалом, который всегда читается в Церкви.
Для современного человека все эти понятия: верности, святости утрачены. И в распутстве, разврате, извращенстве не видят никакого греха. Стыд – это порок, а бесстыдство – добродетель. Сейчас люди сходятся так, живут, как сейчас называют, гражданским браком. Но что такое гражданский брак? Бесплатная проституция. Чем платить всякий раз, тут, пожалуйста, тебе все услуги. Да ещё накормят, постирают. И никакой ответственности. Если исчезает брак, то человеческое общество похоже на стадо. Потому что брак – это одно из фундаментальных свойств, которое отличает человека от животных. Какая перспектива у такого народа? Никакой, Богу такие скоты не нужны. Сейчас модно иметь любовников. Такое положение женщину возвышает. Мне одна наша прихожанка сказала, что у них на работе есть женщина, имеющая любовника. Его фотография у неё на компьютере на весь экран. И вот она всегда рассказывает о своих блудных похождениях. Ну ладно, у бабы, что называется, крыша поехала, мозги набекрень. Но каково отношение всех сотрудниц к этому безобразию? Все до одной одобряют такое поведение. Это говорит о том, что всё общество парализовано грехом.
И всё же, если прилагаем хоть какие-то усилия, чтобы победить грех, - значит, ещё духовно живы, значит, есть надежда. Господь видит все наши дела и мысли, как видел веру и надежду расслабленного. И если Господь увидит нашу веру, наше желание исцелиться, то Его благодатная десница коснётся и нас. И Он скажет нам, как и расслабленному, «встань и ходи». Это значит, что Господь даёт нам время на покаяние и исправление. За что нашему Богу слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.
Священник Владимир Крюков